НОВОСТИ
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель исследования – оценка диагностических возможностей магнитно-резонансной томографии (МРТ) с использованием диффузионных последовательностей в анализе ответа на неоадьювантное химиотерапевтическое лечение распространенного рака яичника.
Материалы и методы. 23 пациенткам с распространенными стадиями рака яичника была проведена МРТ органов малого таза и брюшной полости для уточнения распространенности опухолевого процесса, решения вопроса о проведении неоадьювантной химиотерапии и повторно после 1-го и 3-го курса в оценке ее эффективности. МР-исследование было выполнено на 1,5 Тл томографе, проведена оценка динамики размеров образований в соответствии с критериями RECIST 1.1, параметров измеряемого коэффициента диффузии (ИКД).
Результаты. При сравнительной оценке показателей ИКД до и после лечения отмечается достоверное его повышение после 3-го курса неоадьювантной химиотерапии (р=0,008), повышение после 1-го курса в первичной опухоли и различия в ИКД до и после лечения в перитонеальных и сальниковых имплантах менее выражено и недостоверно (р=0,89; 0,758; 0,695 соответственно). Показатели информативности в оценке размеров резидуальной опухоли и степени лечебного патоморфоза МРТ составили: чувствительность – 93,3%, специфичность – 84,6%, точность – 91,3%.
Выводы. МРТ с использованием ДВИ показывает высокую информативность в определении ответа на неоадьювантную ПХТ при распространенном раке яичника. Достоверные различия средних показателей ИКД были получены для солидного компонента первичных опухолей, что свидетельствует об их большей чувствительности к неоадьювантному химиотерапевтическому лечению.
Цель исследования – совершенствование методики, уточнение протокола и оценка возможностей комплексного магнитно-резонансного исследования в уточняющей диагностике опухолей яичников.
Материалы и методы. С 2011 по 2015 г. 256 больным с 289 образованиями яичника была проведена МРТ органов малого таза и брюшной полости (по необходимости) для уточнения характера и распространенности опухолевого процесса. МРТ было выполнено на 1,5 Тл томографе. Протокол исследования включал получение Т2-ВИ (в трех проекциях), STIR, Т1-ВИ, DWI с b-факторами 0,1000 м/мм2 , с оценкой значения коэффициента диффузии, динамическое внутривенное контрастирование. Результаты МРТ сопоставлены с данными гистологического строения опухоли, полученными интраоперационно, или верификация выполнена на основании динамического наблюдения не менее 6 мес.
Результаты. Количественная оценка параметров перфузионных изображений показала, что амплитуда накопления контрастного препарата (КП) была достоверно выше у злокачественных опухолей – 167% (115,2- 212,5%), чем у доброкачественных – 61,2% (41,2-99,0%; Р<0,001) и пограничных опухолей – 85,7% (58,3-138,2%; P<0,01); период полуподъема интенсивности сигнала (ИС) достоверно больше у доброкачественных опухолей – 35,1 сек (30,8-42,5 сек.), чем у пограничных – 27,9 сек. (23,5-29,8 сек.; P<0,05), и у злокачественных – 23,1 сек. (20,5-30,9 сек.) (Р=0,01). Максимальный наклон кривой (%/сек) составил 1,78 (1,0-2,6); 2,86 (2,01-3,95) и 6,1 (4,19-9,46) для доброкачественных, пограничных и злокачественных опухолей, соответственно, и был достоверно выше у злокачественных инвазивных новообразований (P<0,01). Пороговые значения параметров количественной оценки перфузионных кривых составляют: период полуподьема ИС – менее 29,7 сек., амплитуда накопления КП – более 116%, максимальный наклон кривой – более 4,6%. Средние значения измеряемого коэффициента диффузии (ИКД) злокачественных образований были достоверно ниже соответствующих значений у доброкачественных (1,012±0,18 мм2 /с×10-3 и 1,54±0,25 мм2 /с×10-3 соответственно), интервалы значений не пересекались. Пороговое значение ИКД для злокачественных опухолей яичника – менее 1,139 мм2 /с×10-3. Показатели информативности при применении усовершенствованной методики МРТ составили: точность – 92,1%, чувствительность – 93,6% и специфичность – 91,2%.
Выводы. Показатели диагностической эффективности МРТ с количественной оценкой параметров перфузионных кривых и измеряемого коэффициента диффузии составили: чувствительность – 93,6%, специфичность – 91,2%, точность – 92,1%. Оптимизация методики и стандартизация протокола комплексного МР-исследования у больных с образованиями яичника обеспечивает получение полноценной диагностической информации о природе образования, позволяет при необходимости адекватно оценить распространение злокачественного процесса в рамках первичного стадирования, а также сопоставить результаты исследования что, в свою очередь, обеспечивает осуществление эффективного мониторинга на фоне лечения.
Цель – оценка состояния здоровья женщин с антифосфолипидным синдромом (АФС) и наследственной тромбофилией (НТ) и состояния здоровья их новорожденных детей.
Материалы и методы. Клинически и лабораторно-инструментально обследованы 92 женщины с тромбофилией (коагулограмма, исследование генетики гемостаза методом ПЦР, УЗИ плода в I, II, III триместре беременности, доплерометрическое исследование кровотока в артериях пуповины, кардиотокография) и их 92 новорожденных ребенка (нейросонография, исследование глазного дна, УЗИ органов брюшной полости и почек, УЗИ тазобедренных суставов).
Результаты. Соматический анамнез у женщин с АФС был чаще отягощен синдромом вегетативной дистонии (82,61%), а у женщин с НТ – пролапсом митрального клапана (30,43%) и миопией (28,26%). У всех женщин с тромбофилией особенностью акушерско-гинекологического анамнеза были в достаточно высоком проценте случаев фето-плацентарная недостаточность (60,87% у женщин у АФС и 67,39% у женщин с НТ), угроза прерывания беременности (50,00% у женщин с АФС и 65,22% у женщин с НТ) и эрозия шейки матки (23,91% у женщин с АФС и 45,65% у женщин с НТ). У детей, родив- шихся у женщин с АФС наиболее часто диагностировались гипоксически-ишемическое поражение ЦНС (78,26%), конъюгационная желтуха (56,52%) и морфо-функциональная незрелость (45,65%), а у детей, родившихся у женщин с НТ – гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы (65,96%), задержка внутриутробного развития (34,04%).
Заключение. Достаточно высокий процент заболеваний у женщин с тромбофилией и у их новорожденных детей требует дальнейшей разработки алгоритма лечения в системе «женщина – плод – новорожденный» с целью снижения заболеваемости и улучшения социальной адаптации родившихся детей в дальнейшем.
Цель исследования – изучить патогенетическое значение генетической и приобретенной тромбофилии и совершенствовать принципы профилактики преэклампсии.
Материалы и методы. Обследовано 65 пациенток, которые были разделены на две группы: I группу составили 35 женщин – беременные, имеющие повторные эпизоды преэклампсии в настоящую беременность, во II группу вошли 30 первобеременных женщин с преэклампсией во время текущей беременности.
Результаты. Патогенетически обоснованная профилактика с использованием низкомолекулярного гепарина, витаминов и антиоксидантов у пациенток с преэклампсией и мультигенной тромбофилией с ранних сроков беременности позволила улучшить течение гестационного процесса и перинатальные исходы у беременных. При этом достоверно лучшие исходы имели место у пациенток, которые получали терапию с ранних сроков беременности и в фертильном цикле.
Заключение. Ранняя (дородовая) диагностика, патогенетическая профилактика и дифференцированная терапия позволяют не только предупредить развитие акушерских осложнений, но и снизить материнскую смертность и заболеваемость, а также улучшить перинатальные показатели у пациенток с различными формами тромбофилии. Патогенетическая профилактика повторных эпизодов преэклампсии должна быть основана на профилактике проявлений провоспалительного статуса и генетической тромбофилии.
Цель работы – повышение эффективности лечения генитального эндометриоза путем уточнения некоторых аспектов патогенеза эндометриоза.
Задачи исследования – определение экспрессии ароматазы в эутопическом и эктопическом эндометрии, выявление взаимосвязи полиморфизмов гена ароматазы и генов дотоксикации с целью оптимизации лечения больных гениальным эндометриозом.
Материалы и методы. Определение полиморфных вариантов гена CYP19 проводили методом ПЦР со специфическими олигопраймерами с последующим рестрикционным анализом.
Результаты. Экспрессия ароматазы при изученных формах эндометриоза положительно коррелирует со стадией заболевания. «Нулевой» вариант гена GSTМ ассоциировался с тазовыми болями различной интенсивности, а также рецидивирующими формами заболевания (χ2 =8,78, p<0,05), что имеет важное значение в прогнозе клинического течения заболевания. По гену GSTT1 каких-либо различий в группах, а также связи с клиническими проявлениями эндометриоза получено не было.
Заключение. Обнаружение положительной экспрессии ароматазы в эктопических очагах, а также в эутопическом эндометрии при аденомиозе (58%) и наружном эндометриозе (80%), ее связи со стадией распространения заболевания и выраженностью болевого синдрома позволяет рассматривать данный фермент как перспективный для диагностики и разработки новых подходов к терапии эндометриоза с применением ингибиторов ароматазы. Исследование сочетанного полиморфизма генов ароматазы CYP19 и детоксикации GSTM можно рекомендовать в качестве прогностического теста для оценки риска развития и прогноза клинического течения эндометриоза.
Цель – оценить эффективность лечения порактантом альфа недоношенных новорожденных с респираторным дистресс-синдромом и определить возможности ее повышения на примере родовспомогательных учреждениий Азербайджана.
Материалы и методы. В течение 2014-2015 гг. исследовали практику использования препарата порактант альфа у недоношенных новорожденных с диагнозом респираторный дистресс-синдром.
Результаты. Общий уровень летальности среди новорожденных с респираторным дистресс-синдромом на фоне терапии препаратом порактант альфа составлял 25,3%.
Выводы. Применение порактанта альфа для лечения недоношенных новорожденных с респираторным дистресс-синдромом позволяет сохранить жизнь до 74,7% больных. Эффект лечения порактантом альфа зависит от массы новорожденного при рождении.
Актуальность анализа показателей системы родовспоможения, являющегося своеобразным инструментом формирования здоровья популяции не только в настоящее время, но и на перспективу, не вызывает сомнений.
Цель исследования – проанализировать показатели родовспоможения в России в динамике за 2006-2015 гг. по данным официальной статистики.
Материалы и методы. Данные официальных статистических наблюдений проа- нализированы методом описательной статистики.
Результаты. Число родов в России увеличилось за изучаемый период на 30,1% и, начиная с 2012 г., превысило уровень 1991 г. Отмечается рост частоты внематочной беременности за исследуемый период (с 1,62 до 2,6% всех зарегистрированных беременностей). Анализ данных о заболеваемости беременных женщин выявил, что на протяжении последних шести лет сохраняется ее высокий уровень (около 80%). В то же время отмечается снижение встречаемости среди беременных анемий, значитель- ного числа экстрагенитальных заболеваний, гестоза. Нарушения родовой деятельности снизились за 10 лет на 27,5%, составив в 2015 г. 88,4 на 1000 родов, что ниже показателя 1991 г. (96,5‰). Частота кровотечений в родах уменьшилась за период наблюдения на 11,4%, причем снизилось число кровотечений в последовом и послеродовом периоде, а в связи с предлежанием плаценты и нарушением свертываемости крови – увеличилось. Число кесаревых сечений возросло за 10 лет в два раза.
Заключение. Проведенный анализ свидетельствует о благоприятных тенденциях репродуктивной ситуации в стране – увеличении числа деторождений, снижении репродуктивных потерь, отдельных осложнений беременности и родов. В то же время высокий уровень управляемой патологии в родах (кровотечения, сепсис) определяет пути совершенствования оказания акушерской помощи.
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
НАУЧНЫЙ ОБЗОР
ИЗ ИСТОРИИ

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.
ISSN 2500-3194 (Online)